
СДВГ: как понять и как помочь детям
Когда я лет 5-7 назад услышала про СДВГ, я не совсем верно поняла суть термина. Я читала «дефицит внимания» — значит ребенку родители дают мало внимания, и чтобы получить это внимание он непоседлив, то есть гиперактивен. Однако, всё оказалось по-другому.
Моё тесное знакомство с СДВГ началось в этом году, когда мы подружились с мамочкой, у которой есть сын возраста моей старшей дочери (6-7 лет). Для простоты — давайте назовём его Ваней. Я заметила, что Ваня непоседлив, очень громкий, временами навязчивый, плохо держит себя в руках, требователен, капризен, но в то же время невероятный выдумщик. Первое время было совершенно не понятно это поведение и, честно говоря, грешила на воспитание: у меня достаточно адекватная дочь, с которой можно договориться, и она умеет слышать и слушаться (да, по сравнению с Ваней — идеальный ребенок). И только со временем я вникла в суть СДВГ, а заодно в историю семьи.
Что такое СДВГ
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это нейроразвитое расстройство, при котором у ребёнка возникают трудности с концентрацией внимания, повышенная активность и импульсивность. Важно понимать: это не «плохое воспитание» и не «леность». Это особенность работы мозга.
СДВГ появилось не сейчас, оно было всегда. Но в моём детстве таких детей называли «трудные», «непоседы», «раздолбаи». Сегодня мы понимаем: они не «хотят нас злить» — им объективно сложно удерживать внимание и контролировать поведение.
Когда проявляется
Первые признаки можно заметить в дошкольном возрасте (4–6 лет).
Чаще всего трудности становятся заметны в начальной школе: ребёнку сложно усидеть на уроке, он перебивает, отвлекается, быстро теряет интерес.
С возрастом проявления могут смягчаться, но полностью СДВГ редко исчезает. У взрослых это выражается иначе: трудности с планированием, концентрацией, самоорганизацией.
В случае с Ваней — самое «весёлое» время пришлось на 3-4 года. Многие списывали на кризис, но этот кризис не проходил. А родители были не готовы к такому развитию событий.
Как общаться с ребёнком с СДВГ
Учителя, а тем более родители должны понимать, как можно общаться с ребенком, чтобы отношения были более гармоничными. Я постаралась выделить 3 главных принципа («три кита»). Думаю, если выделить больше — то можно запутаться. Сейчас я эти принципы стараюсь применять в разговорах с Ванюшей.
1. Структура и предсказуемость
-
Чёткий режим и понятные правила.
-
Визуальные подсказки (карточки, схемы, календарь).
-
Ритуалы, которые помогают начать и завершить занятие.
Например, когда Ваня к нам приходит в гости, мы стараемся придерживаться тех же правил, что и дома + добавили свои: прийти, переодеться, помыть руки, попить чай, идти играть. За полчаса до завершения посиделок мама предупреждает Ваню, что скоро они пойдут домой. Так же через 10 минут. Я не скажу, что Ваня идет спокойно собираться одеваться, нет. Но у него нет дикой истерики, как было в первые разы. Так же у них заведено, что после гостей они приходя домой собираются спать. В целом — алгоритм похож на обычный режим. Но тут важно его придерживаться постоянно. Со своими детьми я могу переставить «слагаемые» местами (т.е.действия) — и особой разницы не замечу. У Вани в семье заведено по-другому. По словам мамы — это снимает тревожность и дает предсказуемость.
2. Маленькие шаги и поддержка
-
Дробить задания на короткие этапы.
-
Хвалить за каждое достижение — даже крошечное.
-
Давать обратную связь сразу, не «когда-нибудь потом».
Тут мне тяжело комментировать. Однако, по словам мамы Вани, они перебрали несколько садиков, чтобы найти «своего» человека, который сможет в таком режиме работать с Ваней и это нормально (скажу сразу — гос.сады и несколько частных — не подошли именно с точки зрения подхода).
3. Движение и эмоциональная разрядка
-
Давать возможность встать, пройтись, что-то подать или вынести.
-
Встраивать короткие активные паузы.
-
При всплеске эмоций — не давить, а помогать «переключиться»: дыхание, вода, пауза.
К слову, у Вани каждый будний день спортивные кружки. Затратно, но зато семья в порядке. В выходные — прогулки и походы по гостям. «Так и живём» — со слов мамы.
Советы для родителей дома
-
Поддерживать режим дня.
-
Разделять сложные дела на маленькие шаги.
-
Помогать ребёнку тратить энергию через спорт, игры, прогулки.
-
Работать в связке с педагогами и психологами.
-
Не обвинять себя и ребёнка: СДВГ — это не вина, а особенность.
Как помочь семье
Семьям с детьми с СДВГ бывает очень трудно. Важно не критиковать, а поддерживать. Советы, ресурсы, группы поддержки и просто добрые слова — это то, что даёт силы. И помнить: такие дети часто обладают уникальной креативностью, энергией и яркой личностью. При правильной поддержке именно это становится их суперсилой.
Как итог: жизнь с ребёнком с СДВГ — это вызов, но и возможность. Возможность научиться терпению, находить нестандартные решения и помогать маленькому человеку раскрыть свои сильные стороны. Данной семье я желаю много сил, терпения, и финансовой стабильности. И уверена, Ваня вырастит отличным человеком со своей суперсилой!
