Про детей

Как хорошо уметь читать… в 5 лет?

Сегодня будет статья о наболевшем – о буквах, о чтении и домашних заданиях. Дочке 5 лет, в детском саду активно пытаются строить звуковую схему слов, знакомя как со звуками, так и с буквами. На мой технический взгляд, информация дается бессистемно. Что у них по программе и как преподавать – им, надеюсь, лучше знать. Но объемы домашнего задания меня сильно смущают – по 3-5, а то и больше страниц с разборами слов. Но вот в чем загвоздка – я не преподаватель, и то, как я объясняю тему ребенку не понятно. Для меня само собой разумеется, что “В” – это “В”, твердый согласный звук. Не гласный, хотя тянется, и не мягкий (“вь”). А ребенку нет. Ни так, ни сяк. А по другому я не умею. Затем начинается мешанина звуков с буквами, и как тут что-то объяснять – я вообще не понимаю. Конечно, часть заданий мы не стали делать, и вообще я встала на сторону тех, кто скажет, что не грех и не сделать его, если не понял на уроке. К тому же за 20-30 минут в саду они разбирают ОДНО слово с профессионалом, педагогом, а дома 8-10 слов… Поэтому я решила поискать информацию о буквах и нормах. Итак:

Изучение звуков, букв и обучение чтению у дошкольников — это важный этап в подготовке детей к школьному обучению. Этот процесс включает в себя развитие фонематического слуха, осознание связи между звуками и буквами, а также формирование первых навыков чтения.

Рамки и нормы изучения звуков и букв

  1. Фонематический слух:
    • Фонематический слух — это способность различать и воспринимать звуки речи. Он является основой для успешного чтения и письма. В возрасте 4-5 лет дети начинают осваивать фонемы, учатся различать звуки в словах, определять количество звуков в слове и менять их местами.
    • Упражнения для развития фонематического слуха могут включать игры на различение звуков, рифмовку, составление слов из звуков и т. д.
  2. Знакомство с буквами:
    • Важно, чтобы дети познакомились с буквами алфавита, как заглавными, так и строчными. Это может быть сделано через игры, песни, книги и различные обучающие материалы.
    • Знание букв обычно начинается с 5-6 лет, когда дети начинают осознавать, что каждая буква соответствует определенному звуку.
  3. Связь звуков и букв:
    • Дети должны понимать, что звуки в словах могут быть представлены буквами. Это включает в себя обучение основам фонетики и графики. На этом этапе детям полезно объяснять, как буквы образуют слоги и слова.
    • Игры с буквами, например, создание слов из букв или составление слов из звуков, помогают детям закрепить эти знания.

Обучение чтению

  1. Этапы обучения чтению:
    • Начальное чтение начинается с простых слов, состоящих из фонетически простых слогов. Постепенно переходят к более сложным словам и текстам.
    • Важно, чтобы чтение было связано с пониманием текста. Поэтому в дошкольном возрасте необходимо не только научить детей читать, но и развивать их навыки понимания прочитанного.
  2. Методы обучения:
    • Существуют различные методы обучения чтению, включая метод глобального чтения (когда слово запоминается целиком) и метод фонетического чтения (основанный на звуковом разложении слова).
    • Комбинированный подход, который включает в себя элементы обоих методов, может быть наиболее эффективным.

Должен ли ребенок уметь читать при поступлении в школу?

Вопрос о том, должен ли ребенок уметь читать при поступлении в школу, вызывает много споров. Большинство специалистов по детскому развитию и педагогики считают, что:

  • Необязательность умения читать: Ребенок не обязан уметь читать до поступления в школу. Важно, чтобы он имел базовые навыки фонематического слуха и понимал, как работают звуки и буквы. Это создаст основу для успешного обучения чтению в школе.
  • Индивидуальные различия: Каждый ребенок развивается в своем темпе. Некоторые могут начать читать раньше, другие — позже. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
  • Поддержка и мотивация: Если ребенок проявляет интерес к чтению, родителям стоит поддерживать это желание, читая вместе, обсуждая книги и создавая положительный опыт.

Таким образом, ключевым аспектом подготовки детей к школе является не только знание букв и умение читать, но и развитие любви к чтению, понимание текста и уверенности в своих силах. И я придерживаюсь своей изначальной точки зрения – пока интерес к буквам спит, то и заставлять не нужно. Сейчас главное – это игра (игровая деятельность)  и не отбить желание учиться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *